«Триумфальная арка» за 10 минут

«Триумфальная арка» за 10 минут image

Эрих Мария Ремарк Триумфальная арка

10 хв Класика

По моему личному списку это произведение ставится в тройку лучших произведений когда-либо написанных. Это шедевр по части сюжета, по части глубоких и не очень мыслей, по части выразительности предложений и напряжения. Ремарк очень умело использует обрывки фраз, намёки и многоточия, чтобы создать интригу, вызвать напряжение читателя и искреннее сочувствие и сопереживание главным героям. Отдельное спасибо переводчику, который смог сохранить (или приукрасить) витиеватость фраз, задуманных Ремарком.

Триумфальная арка – это книга о Париже и Франции. Париж – это город, куда стеклись десятки тысяч иммигрантов со всех частей света. Среди них русские, несогласные с революцией 1917 года, это немцы, не разделяющие фашисткой идеологии, а также испанцы, евреи и поляки.

Неоднократно на страницах книги читатель замечает, что Французы не верили в войну до последнего момента, а значит и не были к ней готовы. Поражает описание стягивающихся на войну колонн солдат: кони, кони и кони; никаких танков, как в 1918 году. Автор же замечает другое.

И всякий мало-мальски разумный человек понимал также, что правительство, решающее проблему безработицы путем развития военной промышленности, в конце концов столкнется с альтернативой: война или внутренняя катастрофа. Значит, война.

Париж уже тогда был городом с десятками злачных мест, притягивающих туристов и людей, у которых есть деньги: бесконечные бордели, ночные клубы, кафе и бары. На юг уже тогда ездили отдыхать и кутить.

Это книга о страшном времени военных действий и небольшом затишье между двумя мировыми войнами. Автор мало уделяет историческому описанию событий тех лет. Но, тем не менее, мы делаем вывод, что ему было очевидно, что война разразится. Люди жили с осознанием безысходности. Люди с деньгами и возможностями деньги и связи сделали себе визы, чтобы ухать жить в другие страны. Главным образом в США. Кто не мог, были обречены на сложные 6 лет оккупации.

Это книга о профессии врача-хирурга. Ремарк очень подробно и увлекательно описывает процесс хирургических операций. Невольно начинаешь переживать, чтобы Равик не сделал не правильный надрез или не вовремя проверил пульс. Очень понравились размышления Равика, когда он резал начальника службы по поиску и высылке иммигрантов. История с мальчиком, лишившемся ноги, собирает в читателе в кулак всю человечность, которая только может быть.

Это книга о людях, чьи смелость и мужество были выточены пытками в гестапо, заключениями в концентрационных лагерях смерти и годами непрерывного напряжения в статусе военного беженца.

На страницах книги мы видим главного героя, немецкого беженца, который живёт под вымышленным именем – Равик. Он – выдающийся и хладнокровных хирург, пьяница, философ и человек, который ничего не боится. Он помогает одинокой женщине вновь обрести любовь к жизни, когда она хочет покончить жизнь самоубийством, спокойно идёт к нелегальной акушерке, требовать денег, хладнокровно расправляется со своим гестаповским мучителем, который исковеркал его жизнь. Как он стал таким смелым и сильным? Годы, проведённые в лагерях, пытках и бегстве. Другими словами, чтобы легко переносить проблемы настоящего, нужны было пережить гораздо большие проблемы в прошлом.

Это книга о любви и об измене, о женском желании потреблять. Отдельно мне понравилась книга ввиду обширной любовной линии между Равиком и Жоан Маду. Жоан Маду – настоящая женщина. Она красивая, высокая, стройная, элегантная, требующая внимания, любви, она верит в любовь, легко увлекается, легко забывает, потребляет и всё перемалывает. Русский Морозов охарактеризовал её, как стерву. Равик в неё влюбился.

Как легко она способна увлечься. Как любил он в ней эту легкость, которой сам был лишен.

Настоящие женщины хитрые и коварные.

— Останься, Равик, — сказала она. — Не могу. Она встала и тесно прижалась к нему. Еще и это, подумал он. Старый прием. Дешевый, испытанный. Она испробовала все средства. Впрочем, можно ли требовать от кошки, чтобы она питалась травой? Он высвободился.

Или другое.

Он молчал. Как она хитра! — подумал он. — Задает простые вопросы и вынуждает его объясняться. А кто объясняется, тот уже оправдывается. — Ты сама все прекрасно понимаешь, — сказал он. — Не задавай глупых вопросов.

При этом, когда дело касается любви, даже такие люди, как Равик, читающие Канта, Фрейда и Ницше бессильны.

Она станет приходить к нему снова и снова, играть на том, чего уже добилась, всякий раз требовать новых уступок, ничего не уступая со своей стороны, пока он не окажется полностью в ее власти. И в один прекрасный день она оставит его, безвольную жертву собственной страсти и слабости. Конечно, сейчас она вовсе этого не хочет, она даже не может представить себе ничего подобного, и тем не менее все произойдет именно так. Казалось бы, что тут особенно раздумывать: еще одна ночь, какая разница! Но в том-то и дело, что каждая такая ночь подтачивает твою способность сопротивляться, единственное, что составляет непреложную основу жизни.

Почти каждый диалог, каждый абзац лирических отступлений с мыслями Равика о Жоан резонировал в моём сознании и сердце. Другими словами, мой взгляд на отношения такой же, как у Равика. Ремарк устами Равика передаёт те же истины, что можно услышать на многих тренингах по соблазнению.

Лучше расскажу тебе сказку про волну и утес. Старая история. Старше нас с тобой. Слушай. Жила-была волна и любила утес, где-то в море, скажем, в бухте Капри. Она обдавала его пеной и брызгами, день и ночь целовала его, обвивала своими белыми руками. Она вздыхала, и плакала, и молила: «Приди ко мне, утес!» Она любила его, обдавала пеной и медленно подтачивала. И вот в один прекрасный день, совсем уже подточенный, утес качнулся и рухнул в ее объятия. Равик сделал глоток. — Ну и что же? — спросила Жоан. — И вдруг утеса не стало. Не с кем играть, некого любить, не о ком скорбеть. Утес затонул в волне. Теперь это был лишь каменный обломок на дне морском. Волна же была разочарована, ей казалось, что ее обманули, и вскоре она нашла себе новый утес.

Женщина (девочка) – идеальный потребитель. Она всегда хочет больше. Как только она поймёт, что мужчина не может её дать больше или найдёт другого, кто готов дать больше уже сейчас – тут же упорхнёт.

Птица, подумал он. Еще сидит на моих ветвях, но уже расправила крылья для полета.

В отношениях с Жоан Равик спокоен. Он прекрасно понимает, что с ним происходит. Он влюбился. Он уже может это анализировать, но не может ничего с этим поделать. В диалогах он спокоен, терпелив. Он не бросается отвечать на её реплики, а иногда и вовсе предпочитает не говорить то, что думает, потому что знает, что это не приведёт к желаемому результату. Женщина есть женщина – такой сделала её природа. Глупо вступать в битву с самой природой.

Он знал, что она сказала неправду, но не хотел думать об этом. Он вообще не хотел теперь ни о чем думать. Раньше он бы не поверил, что ее приход успокоит его. Он не понимал, зачем она пришла и чего хотела. Но неожиданно он почувствовал какое-то странное, глубокое успокоение. Она была здесь, и этого было достаточно. Что же это такое? — подумал он. — Неужели я снова теряю самообладание, снова погружаюсь во мрак и попадаю под власть воображения? Опять в висках стучит кровь, опять на меня надвигается опасность?

Ну и, конечно, старое как мир женское определение любви. Только, когда мужчина ему следует, женщина теряет к нему всякий интерес.

— Ты не умеешь любить, — сказала она. — Ты никогда не бросаешься в омут.

Меня очень тронула сцена в больнице, когда умирающая Жоан заговорила с равиком на своём родном языке – итальянском, а Равик стал отвечать ей на немецком. Когда люди любят непонимание языка больше не становится преградой для передачи чувств.

Отдельно, мне понравилось, что Ремарк ещё в 1945 году осознал губительность излишне активного информационного фона, о котором начинают говорить сейчас. Избыток поступающей информации, клиповость мышления, кадры на экране телевизора сменяются всё быстрее: не успевайте думать, глотайте обрывки фраз и образов, что хочет нам внушить армия маркетологов. В многообразии поступающей информации люди не успевают её анализировать, обдумывать, соединять её части в своей голове. Теряется концентрация. Человек, не умеющий думать и анализировать, не может создать новое, им легко управлять.

Почему так путаются мысли? Вероятно, газеты. Радио. Бесконечная болтовня лжецов и трусов. Лавина дезориентирующих слов. Сбитые с толку мозги. Приемлют любое демагогическое дерьмо. Разучились жевать черствый хлеб познания. Беззубые мозги. Слабоумие.

Многие говорят, что Ремарк – это всегда одна и те же образы, собранные в разных формах: отели, проститутки, беженцы, война, смерть и несчастная любовь. Пусть даже так, но это не умаляет его мудрости всё это увидеть, прочувствовать, понять, как это описать, так, чтобы слова, собирающиеся в предложения, заставляли дёргаться струнки человеческих душ.

Книгу разобрать на цитаты. Перечитвать, в принципе, не стоит, т.к. не очень глубоко. Маловероятно, что со второго раза открою что-нибудь новое. Только если для проверки правильности отношения к женщинам. Кроме того, книга заслуживает внимания, как образец шедеврального написания, т.е. с точки зрения литературных приёмов.

Они шли под изморосью вдоль пустой серой улицы, и, когда достигли ее конца, перед ними вновь открылась огромная, безграничная площадь. Посреди нее тяжело вздымалась расплывчатая, отливающая серебром громада Триумфальной арки.